Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОВАННЕС МАЙРАВАНЕЦИ
52, С. 357-358 опубликовано: 19 мая 2023г.


ОВАННЕС МАЙРАВАНЕЦИ

[Майрагомеци; арм. (?)ռվ(?)աճճես Մայյրավաճեցի (Մայյրագռմեցի)] (кон. VI-VII в.), арм. церковный деятель, богослов. Был одним из приближенных католикоса Комитаса I Ахцеци (610/15-628), который доверял ему вести дела католикосата. В первые годы правления католикоса Езра I Паражнакертци (630-641) состоял ключарем ц. св. Григория Просветителя в Двине. Действия католикоса Езра I на армяно-визант. Соборе в Феодосиополе (Карин, ныне Эрзурум, Турция) ок. 633 г., воспринятые как признание им Халкидонского Собора (Вселенский IV Собор), вызвали острую критику со стороны О. М. В свою очередь католикос, обвинив О. М. в еретических взглядах, выслал его из Двина. Нек-рое время О. М. пребывал в мон-ре Майраванк в окрестностях Бжни, однако из-за преследований со стороны католикоса вскоре переселился в Гардман, где, согласно арм. источникам, и скончался. Однако халкидонитские авторы (Аноним Армянский, Арсений Сапарский) сообщают, что после смерти Езра I О. М. вернулся в Армению и при содействии некоторых князей попытался завладеть престолом католикоса. По этой причине сменивший Езра I католикос Нерсес III Строитель (641-661/2) при поддержке князя Армении Теодороса (Феодора) Рштуни созвал Собор, на к-ром осудил богословские взгляды О. М. и его учеников как еретические и, нанеся им клейма с изображением лисы (ахвесадрошм), сослал в Кавказские горы. После смерти католикоса Анастаса I Акореци (661/2-667) О. М. вернулся в Армению, где скончался в глубокой старости.

О. М. был выдающимся богословом своего времени. Его лит. наследие свидетельствует о хорошем знании автором содержания современных ему богословских споров. По свидетельству Степаноса Таронеци, О. М. написал 3 сочинения: «Наставление о поведении», «Корень веры» и «Нойемак». «Наставление о поведении» в совр. науке иногда отождествляется с гомилиями, известными под именем католикоса Ованнеса I Мандакуни (478 - ок. 490), а «Корень веры» считается 1-й редакцией или прототипом сб. «Печать веры», в к-рый вошли также отрывки из несохранившихся богословских сочинений О. М. Название соч. «Нойемак», по одной из версий, является искажением названия соч. «Хаватой намак» (Послание веры), к-рое тоже не сохранилось. Перу О. М. принадлежат стихотворное произведение «Скорбь о нераскаявшихся грешниках» и соч. «Анализ кафедрального собора и установленных в нем порядков», в к-ром автор разъясняет символику архитектурных элементов храма, деталей его внутреннего убранства и священных сосудов. В «Истории страны Алуанк» Мовсес Каланкатуаци приводит письмо О. М. Давиду, епископу Мец-Колманка, с осуждением иконоборчества (Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / Пер.: Ш. В. Смбатян. Ер., 1984. С. 135-136; авторство О. М. некоторыми исследователями оспаривается). Существует мнение, что О. М. является автором одной из ранних редакций «Книги канонов» и находящейся в ее соcтаве группы канонов, авторство к-рых приписывается католикосу Сааку I Партеву. О. М. также атрибутируется сочинение, посвященное 3 первым Вселенским Соборам.

Соч. (на арм. яз.): Печать веры / Предисл., изд.: еп. К. Тер-Мкртчян. Эчмиадзин, 1914. С. 52-55, 142-146, 253-256, 281, 288, 327-330, 363-364; Анализ кафедрального собора и установленных в нем порядков // Сион. Иерус., 1967. № 1/2. С. 70-75; Армянские писатели. Антилиас, 2005. Т. 4. С. 349-359.
Ист.: История Иоанна Майрагомеци: Из источников Степаноса Орбеляна // Арарат. Эчмиадзин, 1917. Т. 50. № 9/12. С. 746-749 (на арм. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении / Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 84-86; Степанос Таронский (Асохик). Всеобщая история / Пер.: Н. Эмин. М., 1864. С. 61-62; Вардан Великий. Всеобщая история / Пер.: Н. Эмин. М., 1861. С. 79, 107; Киракос Гандзакеци. История Армении / Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 65-66; Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910. С. 114-118 (на арм. яз.); Арсений Сапарский. О разделении Грузии и Армении / Изд., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1980. С. 90-93 (на груз. яз.); La narratio de rebus Armeniae / Éd. G. Garitte. Louvain, 1952. P. 42-46. (CSCO; 132. Subs.; 4) (рус. пер.: Арутюнова-Фиданян В. А. Повествование о делах армянских, VII век: Источник и время. М., 2004. С. 183-191).
Лит.: Тер-Мкртчян К., еп. Иоанн Мандакуни и Иоанн Майрагомеци // Шогакат. Вагаршапат, 1913. Т. 1. С. 84-113 (на арм. яз.); Кипарян К. Иоанн Майраванеци (именованный также Майрагомеци) // Базмавеп. Венеция, 1963. № 121. С. 230-236; 1964. № 122. С. 14-25 (на арм. яз.); Погарян Н., еп. Арм. авторы V-XVII вв. Иерус., 1971. С. 67-70 (на арм. яз.); Кендерян А. М. Иоанн Майрагомеци. Ер., 1973 (на арм. яз.); Cowe P. S. Philoxenus of Mabbug and the Synod of Manazkert // Aram. Oxf., 1993. Vol. 5. P. 115-129; idem. Christological Trends and Textual Transmission: The Pericope of the Bloody Sweat (Lk 22:43-44) in the Armenian Version // Text and Context: Studies in the Armenian New Testament / Ed. S. Ajemian, M. E. Stone. Atlanta (Ga), 1994. P. 35-48; Esbroeck M., van. Movse s Xorenac‘i et le Girk‘ Eakac‘? // REArm. N. S. 1994/1995. Vol. 25. P. 109-124; idem. Les métamorphoses du Girk‘ Eakac‘? // Ibid. 1996/1997. Vol. 26. P. 235-248; idem. Ein Jahrtausend armenischer antichalkedonischer Literatur // AHC. 1998. Bd. 30. S. 146-184, здесь: S. 164; idem. Traité acéphale arménien sur les trois premiers Conciles et son attribution probable à Jean Mayravanetsi // OCP. 2002. Vol. 68. P. 89-174; Кеосеян А. Очерки богословия арм. средневек. искусства. Эчмиадзин, 1995. С. 45-82 (на арм. яз.); Winkler G. Über die Entwicklungsgeschichte des armenischen Symbolums: Ein Vergleich mit dem syrischen und griechischen Formelgut unter Einbezug der relevanten georgischen und äthiopischen Quellen. R., 2000. S. 268-270. (OCA; 262); Mardirossian A. Le livre des canons arméniens (Kanonagirk‘ Hayoc‘) de Yovhanne s Awjnec‘i: Église, droit et société en Arménie du IVe au VIIIe siècle. Lovanii, 2004. (CSCO; 606. Subs.; 116); Garsoïan N. Interregnum: Introd. to a Study on the Formation of Armenian Identity (ca 600-750). Lovanii, 2012. P. 75-86. (CSCO; 640. Subs.; 127); Езекян А., иером. О жизни и деятельности Ована Майрагомеци // Эчмиадзин. 2018. № 6. С. 30-48 (на арм. яз.).
Иером. Андреас Езекян
Ключевые слова:
Богословы армянские Деятели Армянской Апостольской Церкви Ованнес Майраванеци (кон. VI - VII в.), армянский церковный деятель, богослов
См.также:
ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель
ВАРДАН ВЕЛИКИЙ (ок. 1198 - 1271), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель
ВРТАНЕС КЕРТОГ (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви
ГЕВОРГ ЕРЗНКАЦИ (1350? - 1416), армянский богослов
ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель
ОВАННЕС ГЕРМОНЕЦИ [Колотик] (посл. треть XIV в.- 1-я пол. XV в.), арм. церковный деятель, богослов, настоятель мон-ря Ермон (Гермонского) в обл. Вайоц-Дзор, носил звание рабунапета (верховного наставника)